Ночь в музее под «Песню священной воды»

На правах самого нерасторопного блогера (Югры, как минимум) публикую аж в первых днях июля бессовестно несвежий пост про майскую (!) Ночь музеев в Сургуте. Но не спешите кидать в меня помидорами за эту неспешность. Постараюсь загладить вину в два присеста. Из первого моего рассказа вы узнаете о том, кто есть ручты, почему у гагарочки на шее кроваво-красное пятно и отчего мужчинам народа ханты нельзя купаться при свете солнца!

Начну, как ни странно, со «спасиб»! Это была очень запоминающаяся Ночь! Даже ярче прошлогодней ночной музейной бродилки. И дело даже не в красочности программ, представляемых музеями (да, в Сургуте не один музей!), хоть они, уж поверьте, достойны всяческих похвал. Самое важное – люди! Именно поэтому всем – от гидов, ведущих и творческих коллективов и «мастерских» до случайно и нарочно встреченных друзей, знакомых и незнакомцев – я говорю огромное спасибо! Ну, а теперь подробнее о Ночи.

18 мая, Сургутский краеведческий музей. Вечер.

«Песня священной воды» – экспозиция, расположившейся на втором этаже музея и посвященная быту и традициям ханты и манси. Название выставки неслучайно. Народ ханты верит, что вода жива и священна. Так, реки, являясь связующим звеном между миром живых и умерших, миром людей и богов, поют свою песнь, передавая знания из поколения в поколения.

В результате в-памяти-копательства и перелистывания блокнота, искорёженного моим «калиграфическим» почерком, словно принадлежащим подвыпившему терапевту левше со сломанным на левой руке указательным пальцем, мною было найдено уйма интересных поверий и легенд. Их я вам и расскажу! Только «сейчас» я задумалась, насколько мудр народ ханты! Уверена, и вы в этом тоже убедитесь к концу моего повествования.

О богах и покровителях

Народ ханты верит, что мир поделен на три части: верхний небесный – мир богов, средний земной – мир живых, где обитают ханты и ручты (с хантыйского – «русские») и нижний – мир мёртвых. При этом ни один из миров не считается плохим или хорошим, добрым или злым. Но у всего своё место и своя роль. Ханты и ручты живут на земле, а их покровители – кто на небе, а кто и под землей. Со времен качания в люльке маленьких ханты обучают через сказки, что всех покровителей нужно не просто уважать, но и всячески выказывать им свой почёт. Кстати, в этой поистине крохотной, просто малюсенькой люлечке маленькие ханты спят аж до 3 лет. Только представьте, какие они должны быть крошечки (уж поверьте, я – человек, всегда стоявший последним в шеренге на физкультуре, знаю толк в эпитетах, заменяющих слово «маленький»)!

Уважение своё ханты проявляют, и в своём жилище  - например, нельзя смотреть в отверстие наверху юрты, поскольку оно открывает вид на небо, где живут боги (а подглядывать, как говорится, не хорошо, тем более за богами) -,  и вне его. Так, в лесу же можно увидеть деревья, подвязанные тканью разных цветов и в разных местах, ну и, конечно, на разных деревьях. Это вовсе не заблудившийся ручт пытается делать пометки дабы выкарабкаться живёхоньким из леса, не будучи задранным медведем, да и не разодрав при этом горло протяжным «Ауууу». Всё это – неслучайно! Узнав чуть далее о богах и цветах, их олицетворяющих, вы поймёте, что к чему.

Итак, на небе обитает бог с удивительно красноречивым именем Нум-Торум – Бог Неба, или Белый бог. Это «белый» всадник восьмикрылого коня, обладатель длинной белой бороды,  одет в соболиные шубы и восседает на золотом небесном троне, оглядывая всё вокруг. За всем происходящим на земле наблюдает Нум-Торум чрез отверстие в небе. Уж не знаю, где оно и каких размеров (не это ли отверстие учёные зовут озоновыми дырами?), но этого «дверного небесного глазка» ему вполне хватает для присмотра за народом ханты, которому он покровительствует. А для выражения почтения Нум-Торуму к кроне благородного дерева привязывают белую ткань (правда, на фото вы этого не увидите).

Шумные ручты (русские), живущие в хижинах по соседству с ханты, и разъезжающие на «громкоголосых» санях с бубенцами, тоже однако не обделены покровителем. И поскольку и сами ручты, и весь их быт противопоставляется жизни ханты, то и покровительствует русским уже не белый, а чёрный всадник – Кынь Ики, бог смерти и болезней. Да, я тоже сперва испугалась и даже немного возмутилась, но на самом деле ничего страшного в этом нет. Дабы болезни не забирали тех, кому ещё рановато сменить место жительства с земного на подземное, бога тоже «задабривают» подарками. Вот вам и объяснение тому, зачем славный сородич Чипа и Дэйла так трепетно охраняет в хантыйском лесу деревце, подвязанное у самых его корней чёрной тканью.

Но к чему же красный «приклад» (ткань) в центре дерева? А это уже дань богине огня – покровительнице женщин, нежно именуемой Най Ими (какие у них все же красивые имена). Огонь, солнце – всё это олицетворение женского тепла! Отсюда и наимудрейшее высказывание народа ханты устами гида Татьяны, так засевшее мне в памяти:

«Чужой огонь брать нельзя. Берегите свой очаг.»

Только вслушайтесь!!! Как много в этих словах. Здесь и быт, и отношение  к «соседу», и к порокам, и к любимой женщине, и почтение к богам! С ума сойти! Я не могла не сфотографировать и не сфотографироваться после таких слов.

О сотворении мира и гармонии сосуществования

У каждого из всадников есть свои шпиёны помощники. Правой рукой Нум-Торума является гагара. Кстати, именно гагара по поверью, заложила основу земной суши, нырнув на дно реки за илом, что она принесла в клюве. Но нырять пришлось так глубоко, что на горле гагары от нехватки воздуха проступила кровь – отсюда и бордовая метка на шее птицы. Всё: и горы, и реки – появилось по желанию небожителя Нум-Торума. Об этом говорится во всех народных сказках.

«Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Торум. Был у Торума дом в воздухе»

© «Сотворение мира» (Сказки и легенды народа ханты)

Чёрный же всадник из мира мёртвых в качестве помощника держит собаку. Может, не зря собака – лучший друг человека? Но зачем богам помощники? Да затем, чтобы в отсутствие их самих присматривать за оберегаемым народом: гагара летала по небу и посматривала за ханты, а собака бродила по земле, да поглядывала одним глазком за ручт.

Но обоих помощников лишили премии наказали за невыполнение своих прямых обязанностей. Когда однажды Нум-Торум решил наведаться к ручт и наказал при этом гагаре не пускать никого к народу ханты, к ханты пришёл Кынь Ики. Он бросил гагаре щуку, и та нырнула за ней в реку, тем самым не справилась с наказом Нум-Торума. А хитрый Кынь Ики тем временем «размял» хорошенечко ханты (или это Нум-Торум мял ручт? Напомните, кто был со мной в музее!), чтобы те ни были такие холодные и костяные  - не спроста фигурки ханты вырезаются ими именно из кости.

Но и собака не справилась с назиданием Кынь Ики, ведь она побежала за зайцем, что был послан ей Нум-Торумом, пока тот «приводил» в порядок холодных каменных ручт. С тех пор гагара живёт в нижнем мире, а собаке место на земле рядом с людьми, но ни в коем случае не в одной с ними хижине.

О нижнем, среднем и верхнем мирах

Не только богосущества, по поверью ханты, принадлежат разным мирам. Всё живое имеет своё место. Так, осётр – верхняя рыба, а щука – нижняя (Прим. авт. об этом, видимо, очень хорошо знают на прилавках рынка, оттого и цены у нас тоже разнятся по критерию «выше-ниже»). Верхней птицей считают орла, а нижней – уже знакомую нам гагару. Более того, все животные и даже реки состоят в различных родственных связях между собой. Обь – река-мама, а её притоки – дети.

Подобные знания накладывают различные запреты в повседневной жизни ханты. Например, нельзя в одном котле варить «родственных» рыб, равно как нельзя купаться вместе зятю и тестю. А если ещё и солнце светит – вовсе нельзя обнажаться, ведь солнце – женщина.

О медведице

Медведица родила двух медвежат и одну человеческую девочку. Она обучала её всяческим ремёслам: делать украшения, вышивать бисером. И всегда давала она девочке один наказ: «Когда люди станут есть наше мясо, ты его не ешь. Иначе ты больше нас не увидишь. А захочешь нас увидеть – иди туда, где не слышен лай собак (то есть так далеко в лес, где не ступит нога человека).

Однажды девочку нашёл в лесу охотник, и стала она жить с людьми. Но никогда не забывала она медведицу и её наставлений. И не драла она шкур медведя, не ела медвежьего мяса, как бы её ни уговаривали. Но однажды пока она уснула, ей положили кусочек мяса в рот, и она его проглотила во сне. И когда пришла девочка к Медведице, та показала ей выдранный клочок мяса на своей спине. Медведица и её медвежата ушили. И больше девочка их не видела. Ну, это, конечно, насколько я запомнила.

В общем, с тех пор медведям поклоняются. Головы убитого медведя хранятся у охотника и всячески украшаются. Рядом ставится металлическое блюдо, куда бросают самое дорогое – монетки, сладости.

Это интересно: Охотники никогда не станут убивать спящего в берлоге медведя, потому как это несправедливо.

Метал вообще считается своего рода оберегом. Священным металлом считается серебро (я всегда это знала!, но эта весть меня лично очень обрадовала). Кстати, кольца, ремни, подвески и браслеты изготавливаются не просто красоты ради. Считается, что любой открытый участок тела подвергается опасности – через него тело общается с духами нижнего мира, а это чревато болезнями и скорой кончиной.

Об этно-роке

Можно было бы много ещё рассказать, но дальше уж слишком неразборчиво у меня всё накарябано. Плохой с меня стенограф. Поэтому перейду к ому, с чего начала в самом названии сего огроменного поста – с песни.

Приятным завершением музейной ночи стало выступление этно-рок группы с прекрасной и безумно талантливой солисткой Верой. Уму не постижимо, как в такой миниатюрной хрупенькой девушке умещается такой громоподобный глубочайший голос! А её игра на варгане и шаманском бубне вообще меня сразила наповал. Я когда и сама хотела себе приобрести этот зубодробильный инструмент на каком-нибудь eBay. Нет, группу я создавать не стала бы, наверное, (у меня одна уже была), но вот научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте хотелось бы, наконец.

P.S. Прошу извинить мне мою иронию и юмор, которые, возможно, кому-то могут показаться признаком неуважения. Но если так, то этот кто-то страшно ошибётся! Именно через юмор я всегда высказываю свои искреннее и глубочайшее почтение, в данном случае –  к народу ханты и его культуре. Я даже представить себе не могла, насколько мне всё будет близко в каждом произнесённом гидом Татьяной слове. Пользуясь случаем хочу выразить огромную благодарность лично Татьяне и Музею в том числе за такое открытие! Для меня это посещение музея стало истинным откровением!

Всегда Ваша,

ныне почитательница хантыйской мудрости!

P.P.S. Во второй части повествования о Ночи в музее вы узнаете о том, что общего между границей и входной дверью, как заставить гиперактивных детей смирно стоять на одном месте, когда за шторой явно что-то шевелится и как в купеческих усадьбах Сургута называют уборную.


Отзывов (11)

  • Как приятно было увидеть твой пост, Аленушка! Я его ждала с нетерпением. Хантыйская мудрость и мне понравилась. Спасибо за рассказ и показ всяких интересностей. Сразу начал рисоваться в воображении небожитель Нум-Торум. Колоритный персонаж. А имя такое доброе. Проникаешься доверием мгновенно. Так и слышно в нем барабанное эхо: «Бум-борум, Нум-Торум, Борум-бум, Нум-Торум, бум-бурум-бурум-буруруууум!» И уже кажется, что он летит на своем восьмикрылом коне и борода его развивается по ветру. ))

    Отзыв от: 04.07.2013
  • @ Maria Trudler:
    Машенька моя!!! Привет, моя любимая мыслителтница образами! Как я рада, что ты мой первый комментатор!
    Это лишь малая толико всего, что нам рассказали! Там и анекдоты были про беременную хантыечку, что «муж рожать вез» (она при этом гребла в лодке), и про охоту, и сказки разные! Я, если вспомню, то потом еще напишу!
    Короче говоря, я ушла восторженная и глубоко переживательная! Но я вроде тебе обо этом писала уже!.. А, может, и нет!.. Запуталась ;)
    И да, имена чудесные у всех! Действительно, ритмичное очень. Сразу рисуются шаманы с бубнами!

    Отзыв от: 04.07.2013
  • Какая красота! А я вот так ни разу и не побывала на Ночи в музее. Дети мои в это время спят, а куда же без них-то?

    Вот подрастут – и обязательно сходим! Это будет незабываемо, надеюсь. Вот как у тебя. Чудесно ведь получилось! Спасибо за оригинальный и красивый пост!

    Беременная гребла в лодке – «муж рожать вёз» – о, это нечто!!!

    Отзыв от: 16.07.2013
  • ladybloger wrote:

    Дети мои в это время спят, а куда же без них-то?

    Знаешь, у нас всё это дело начинается часов с семи вечера, а длится до 2 ночи. Естественно, идти можно в любое удобное для тебя время. Наверняка и у вас Ночь в музее это лишь такое громкое название. Правильнее было бы назвать «Вечер и немного ночи» :-D ;) Поэтому,если такое желание будет, можно все же попробовать привести детей. У нас в музее было очень много детей, кстати. =)
    ladybloger wrote:

    Беременная гребла в лодке – «муж рожать вёз» – о, это нечто!!!

    :-D :-D Да, такой вот юмор у ханты =))) Меня позабавило очень.

    Спасибо, Галочка, за приятные слова! Наконец-то я немного хоть прогулялась по своим любимым блогам к своим любимым блогерам! Спасибо, что и вы приходите! =*

    Отзыв от: 16.07.2013
  • Очень интересно, когда обо всем столько рассказывают, особенно легенды и сказания. Ты так все прекрасно рассказала, что сама можешь в гиды подаваться))

    Отзыв от: 16.07.2013
  • @ Маргарита:
    Я обожаю увлеченных людей! Неимоверно приятно смотреть на то, как люди с трепетом и невероятной любовью делают своё дело. Так вот наши гиды в этом году!
    Да, я кстати, иногда подумываю над сменой деятельности .))) :-D

    Блин, как я по вам по всем соскучилась, блогерлз мои ненаглядные!! .)) Сижу весь день на страницах блогов! Не могу остановиться! =) =)

    Отзыв от: 16.07.2013
  • @ Wee:
    В 7 часов народу там ещё много. А вот ночью в музее очень романтично. На то она и ночь. Я бы пошла именно ночью! Так что буду всё-таки ждать.

    А днём я итак довольно частый гость в музеях.

    А ты хочешь податься в музей? Гидом? ;)

    О, как я тебя понимаю! Это – очень увлекательно! А из тебя получится прекрасный гид! В музеях будут толпы!!! :)

    Отзыв от: 16.07.2013
  • @ Wee:
    Ну а как же мы не придём? ;)

    Отзыв от: 18.07.2013
  • С удовольствием познакомилась с легендами. Спасибо за рассказ. *ROSE*
    Мудрость любого народа неисчерпаема. Надо лишь уметь слышать, находить время, чтобы увидеть. А еще позволять себе подумать и почувствовать.

    Отзыв от: 01.08.2013
  • Отличные фотографии, прекрасный обзор. С удовольствием погрузился в мир хантов.

    Отзыв от: 05.09.2013
  • Андрей, очень рада, что мир ханты вас так увлёк! Мне было безумно интересно и бродить, и слушать, и рассказывать! Приятно, что не мне одной это доставляет эстетическое и культурное удовольствие =) Рада знакомству :)

    Отзыв от: 07.09.2013

Оставить отзыв

*


Новые статьи

Новые комментарии

  • Ночь в музее-2, или Как получить культурно-патриотический «шок»
  • Ночь в музее под «Песню священной воды»
  • Полетели, Сургут?
  • PechaKucha мала
  • Подытожим: Итоги года 2012
  • Радуйся, планета – скоро конец света!
  • Сургут, Мадрид и ненавид
  • Я – рифмоплетчица-любитель…
  • «У», как всё запущенно!
  • Вы мне тут зубы не каламбурИте!
  • @ Wee:Wee wrote:тут яностальгирую *IN LOVE* хотело... »
  • здорово, я бы такую ночь в музее с удовольствие пр... »
  • О да! Особенно в архивах музея, как говорят! =) »
  • А фотки, кстати, есть в моём инстаграмме! https://... »


  •